Вход

Вы здесь: ГлавнаяРазвитие речиЛогопедические тестыОбследование связной речи

Сейчас 50 гостей и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Рейтинг:   / 8
ПлохоОтлично 

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ


Чтобы научиться чисто произносить звуки речи, ребенок должен, прежде всего, овладеть умением контролировать свое произношение и исправлять его, сравнивая речь окружающих с собственной.

Работу в этом направлении можно условно разделить на шесть этапов:

  1.  узнавание неречевых звуков;
  2. различение одинаковых слов, фраз и звуков по высоте, силе и тембру голоса;
  3. различение слов, близких по звуковому составу;
  4. дифференциация слогов;
  5. дифференциация звуков;
  6. развитие навыков элементарного звукового анализа.


ШАГ 1. Развиваем способность узнавать и различать неречевые "звуки.

Упражнение:

Предложите ребёнку послушать звуки за окном и ответить на вопросы: что шумит? (Деревья). Что гудит? (Машина). Кто кричит? (Мальчик). Кто разговаривает? (Люди). Кто смеется? (Женщина). И т. д. Затем - внимательно послушать и определить, какие звуки доносятся из коридора, кухни и т. д.

Игры.
Игра «Где звенит колокольчик».
Пригласите в круг несколько человек. Ребёнок – водящий - в центре круга. Играющие передают за спиной колокольчики. Колокольчик должен звенеть в разных местах круга. Ребёнок дол¬жен отгадать и показать, за чьей спиной звенел колокольчик.

Игра «Зайцы играют на барабанах»
Посадите на стол двух игрушечных зайцев — большого и маленького. Объясните и покажите, как играет на барабане большой заяц, у которого много сил (громко, сильно), и как маленький (тихо). Затем закройте игрушки ширмой и за ней воспроизведите то громкие, то тихие удары в барабан. Ребёнок должен отгадать и показать, какой из зайцев только что играл.
Эту игру нужно разнообразить, заменяя зайцев другими игрушками разной величины.

Игра «Звенит, гремит».
Расставьте на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (постучать карандашом о стакан, погреметь коробкой с кнопками, по¬гремушкой), предложите ребёнку внимательно послушать и за¬помнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикройте их ширмой и попросите отгадать, какой из них сейчас звенит или гремит.

Игра «Что ты слышишь»
Продемонстрируйте ребёнку, какие звуки издают различные предметы: ударяющийся о пол мячик, перекатывающийся в стеклянной банке или керамической кружке шарик, сминаемая газета, разрываемая толстая бумага, передвигаемый стул и т.д. Затем эти же действия произведите за ширмой, а ребёнка попросите рассказать о том, что он слышит.

ШАГ 2. Учим различать одинаковые слова и звуки, разные по высоте, силе и тембру голоса.

Упражнение:

Пригласите в игру несколько человек, хорошо знакомых ребёнку. Предложите ему определить с закрытыми глазами, кто назвал его имя. Затем игра усложняется: ребёнка зовут уже не по имени, а произносят одно и то же слово «ау!». И наиболее, сложный вариант игры: ребёнку произносят «ау!» то громко, то тихо, а ребёнок угадывает, далеко или близко его позвали.
Игры.
Игра «Далеко или близко».
Покажите ребёнку игрушечного котенка и попросите внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко, а как — когда далеко. Затем произнесите «мяу», чередуя силу голоса. Пусть ребёнок отгадает, далеко или близко мяукал котенок.
Как вариант, предложите ребёнку определить, далеко или близко гудит пароход (произнесите тихий и громкий звук «у-у-у»); какая дудочка играет — большая или маленькая (низкий и высокий звук «у-у-у»); плачет мальчик или девочка (низкий и высокий звук «а-а-а»), и т. д.

Игра «Три медведя».
Прочитайте ребёнку сказку «Три медведя», произнося по ходу сказки реплики и соответствующие звуки
очень низким, средним и высоким голосом. Ребёнок должен отгадать и показать, какой из медведей мог так сказать.

Игра «Домашние животные»
Покажите ребёнку картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы и теленка, козы и коз¬ленка, свиньи и поросенка и т. п. Произнесите каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («му-у», «бе-е», «хрю» и т. д.). Ребёнок, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса, должны показать соответствующую картинку.

ШАГ 3.Учим различать слова, близкие по звуковому составу.

Упражнение:

Покажите ребёнку картинку, громко и четко произнесите: «Вагон». Затем скажите: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушайте. Как толь¬ко я ошибусь, хлопни в ладоши». Произнесите: «Вагон—вакон—фагон—вагон—факон—вагом» и т. д.
После этого покажите следующую картинку и произнесите: «Бумага—пумага—тумага—бумага—пумака—бумака» и т. д.
Вначале произносите слова, легкие по звуковому составу, постепенно их усложняя.
Можно также предложить ребёнку поднимать зелёный кружок, если слово произнесено верно, и красный – если он заметит ошибку.

Игра «Цепочка слов»
. Покажите ребёнку картинки, названия которых очень близки по звучанию. Например, рак, лак, мак, бак, сок, сук, дом, ком, лом, сом, коза, коса, лужи, лыжи и т. д. Затем произнесите 3—4 слова подряд, а ребёнок выложит соответствующие картинки в порядке произнесения.

КАРТИНКИ прикрепить (картинки можно распечатать и использовать для игры)

Игра «Подбери пару».
Приготовьте пары картинок: бак-рак, мак-лак, сук-лук, ветка-клетка, каток-платок. Разделите их поровну с ребёнком. Выкладывайте по одной картинке, а ребёнка попросите поместить рядом свою картинку, название которой наиболее близко по звучанию.

КАРТИНКИ

Вместе с этим материалом читают:

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

chto nuzno znat

Расскажите о нашем сайте:

 

* Все персональные данные опубликованы на сайте с согласия субъектов на обработку данных. 

ЛогоПульт.ru - дистанционная логопедическая помощь
Создание сайта - студия allavideo

Подпишитесь на наш канал:

YouTube-logoo

Free business joomla templates

© 2013 ЛогоПульт.ru Все права защищены